Канал был построен по приказу обер-президента Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта в 1760-ых годах. Он соединил озеро Мамры на территории нынешней Польши и реку Лаву находящуюся на территории Калининградской области.
В дальнейшем канал многократно модернизировался, было построено десять шлюзов: пять из них находятся сегодня на территории Калининградской области, а еще пять - на территории Польши.
В ходе Второй мировой войны канал сильно пострадал и так и не был восстановлен, но все же довольно неплохо сохранился до наших дней. На некоторых объектах до сих пор есть символика СССР и следы символики Третьего рейха. Из мемуаров генерала Кузьмы Галицкого:
Прорвав [в январе 1945 года] оборонительные рубежи на реках Дайме, Прегель, Алле, овладев крупными узлами обороны Даркеменом, Ангербургом, войска 3-го Белорусского фронта продолжали наступать на запад, к Кенигсбергу. Центральная группировка фронта (5-я и 28-я армии) вела наступление на Фридланд. Левофланговые армии подходили к Мазурскому каналу. К этому времени войска 2-го Белорусского фронта частями 5-й гвардейской танковой армии подошли к Эльбингу и продвигались севернее его к заливу Фришес-Хафф.
В случае восстановления канал мог бы служить хорошим подспорьем русско-польскому туризму. Сегодня же берега канала привлекают в первую очередь любителей истории Второй Мировой войны. В окрестностях канала также есть несколько заброшенных железных дорог.